МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 10
КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА
г. Самара, 2009г.
Публичный доклад
за 2009 учебный год
государственное образовательное
учреждение
начального профессионального
образования
профессиональный лицей № 10
кулинарного искусства г. Самара
1. Общая характеристика ГОУ НПО ПЛ № 10 г. Самара
Название
|
государственное образовательное учреждение начального
профессионального образования профессиональный лицей № 10
кулинарного искусства |
Учредитель |
Правительство Самарской области в лице министерства
образования и науки Самарской области и министерства
имущественных отношений Самарской области.
|
Год
основания |
1943 |
Юридический
адрес |
443099, г.
Самара, ул. Молодогвардейская, дом 72 |
телефон,
факс |
8-846-3325407 |
e-mail |
pl10@yandex.ru.ru |
сайт |
www.pl10.narod.ru |
Должность
руководителя |
директор |
Ф.И.О.
руководителя |
Пальчевская
Ирина Константиновна |
Банковские
реквизиты:
ИНН/КПП
БИК |
6317018150/631701001
043601001 |
Устав |
Утвержден
приказом министерства имущественных отношений Самарской
области №251 от 20.08.2004г., приказом министерства
образования и науки Самарской области №229 от 15.07.2004 |
Изменения и
дополнения в Устав |
Утверждены
приказом министерства имущественных отношений Самарской
области №85 от 04.02.2009г., приказом министерства
образования и науки Самарской области №3-од от 20.01.2009 |
Свидетельство о
внесении
записи в Единый государственный реестр юридических лиц |
от
02.09.2004г. ОГРН 1036300665169, серия №001216040
|
Свидетельство о постановке на учет юридического лица в
налоговом органе по месту нахождения на территории
Российской Федерации |
Выдано
инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Самарскому района г. Самары 03.03.1993г. |
Договор о
закреплении государственного имущества в оперативное
управление |
Договор
№438 о/у о закреплении государственного имущества Самарской
области в оперативное управление от 13.04.2001 |
Договор на
использование недвижимого имущества на праве оперативного
управления |
Договор
№1320 от 11.04.2006г. на использование недвижимого имущества
на праве оперативного управления |
Лицензия на осуществление
образовательной деятельности |
Серия А №
285737, регистрационный № 1365 от 15.08.2009г., выдана
министерством образования и науки Самарской области на
период до 15.08.2009г. |
Аккредитация |
Серия АА
№141732, регистрационный №1483-09 от 18.05.2009г. выдано
министерством образования и науки Самарской области |
ГОУ НПО профессиональный лицей № 10 кулинарного искусства был
основан в 1943 г.. в январе 1943 года было организовано ремесленное
училище №2 Механизации сельского хозяйства (РУ №2 МСХ) с подготовкой
учащихся по профессиям: тракторист, колхозник, комбайнер, механик
МТС, слесарь.
В октябре 1949 года РУ №2 МСХ реорганизовано в школу ФЗО-11 с
подготовкой учащихся по профессиям: электромонтер,
слесарь-сантехник.
Приказом Облуправления Трудовых резервов №422/О от 28.08.1954г.
школа ФЗО-11 реорганизована в техническое училище №3 (ТУ-3), которое
готовило учащихся по профессиям: слесарь по ремонту оборудования,
контролер ОТК, часовщик-сборщик, повар-кулинар.
ТУ №3 реорганизовано в ГПТУ №10 в 1963 году приказов Облуправления
Трудовых резервов №169/О от 16.05.1963г.
В 1963 году приказом Облуправления Трудовых резервов №189/О от
22.05.1963г. в состав ГПТУ №10 была введена школа ФЗУ «Госглавхлеба».
В 19772 году ГПТУ №10 преобразовано в техническое училище №10
приказом Куйбышевского областного управления профтехобразования №50
от 03.02.1972г.
В 1984 году ТУ №10 преобразовано в среднее
профессионально-техническое училище №10 (СПТУ №10) приказом
Куйбышевского областного управления профтехобразования №228 от
04.10.1984г.
В 1989 году СПТУ №10 реорганизовано в профессионально-техническое
училище №10 (ПТУ №10) приказомГлавного управления народного
образования Куйбышевского облисполкома №168 от 05.06.1989г.
В 1994 году ПТУ №10 реорганизовано в профессиональное училище №10 (ПУ
№10) приказом областного управления профтехобразования Администрации
Самарской области №436 от 29.12.1994г.
В
2004 году профессиональное училище было аккредитовано в статусе
профессиональный лицей, что позволило вести подготовку
высококвалифицированных рабочих по программам повышенного уровня
начального профессионального образования. В последующие годы в
перечень подготавливаемых профессий были включены: переработчик
скота и мяса, администратор, социальный работник, коммерсант в
торговле
С
2007 г. лицей получил статус «Региональной экспериментальной
площадки», название эксперимента «Создание учебно-методического
обеспечения для независимой оценки подготовки квалифицированных
специалистов по профессии «Кондитер»».
В
феврале 2009 года на базе лицея проводились региональные Дельфийские
игры, номинация «Кулинарное искусство», в которых приняли участие 23
обучающихся учреждений начального профессионального образования
Самарской области.
В
мае 2009 г. на базе лицея проводились Восьмые молодежные Дельфийские
игры России «Молодость России», номинация «Кулинарное искусство».
Обучающаяся 3-го курса Ладочкина Виктория заняла 2-е место и
награждена серебряной медалью.
Целенаправленно организуется работа по повышению квалификации
инженерно-педагогических работников. Администрация вовлекает
педагогов в работу по их профессиональному совершенствованию,
стимулирует рост профессионального мастерства педагогов, помогает им
на основе своего опыта планировать профессиональный рост.
В
лицее осуществляется краткосрочный внутрилицейский мониторинг
состояния образовательного процесса, условий его организации и
результатов деятельности. Долгосрочный мониторинг ориентирован на
результаты реализации Программы развития лицея «Управление
качеством профессиональной подготовки и успешной социализации
обучающихся в условиях социального партнёрства».
В
лицее работают педагоги дополнительного образования,
создаются условия для интеллектуального, творческого развития
обучающихся: проводятся олимпиады по предметам, интеллектуальные
игры, организуется исследовательская работа. Обучающимся оказывается
социально-педагогическая и психолого-педагогическая
поддержка.
На базе лицея действуют: спортивный зал. Обучающиеся лицея принимают
участие в спортивных мероприятиях лицея, города и области, занимают
призовые места.
В
лицее создана система работы по профилактике правонарушений
среди обучающихся, которая включает в себя различные мероприятия по
формированию социальных качеств личности. Осуществляется тесное
сотрудничество с отделениями по делам несовершеннолетних районных
отделов внутренних города, с комиссией по делам несовершеннолетних и
защите их прав при районных администрациях г.Самара.
Обучающимся лицея за
счёт средств областного бюджета предусмотрена социальная
поддержка, в том числе выплата академической и социальной
стипендий, обеспечение питания. Обучающимся из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены
дополнительные меры социальной поддержки, а именно,
обеспечение обмундированием, выплата пособия на приобретение
письменных принадлежностей, оплата проезда, компенсация по выпуску
2.
Подготавливаемые профессии и специальности
2.1. Основные образовательные программы
В
соответствии с действующей лицензией в ГОУ НПО ПЛ № 10 предусмотрена
подготовка по 16 программам начального профессионального
образования, 49 программам профессиональной подготовки.
В
течение 2008/09 учебного года в лицее реализовывались следующие
основные профессиональные образовательные программы начального
профессионального образования:
№ |
Код |
Наименование |
Срок обучения |
Квалификация, присваиваемая
при завершении обучения |
1 |
34.02 |
Повар,
кондитер |
2 года |
Повар 3-4
разряда, кондитер 3-4 разряда |
2 |
34.02 |
Повар,
кондитер |
3 года |
Повар 3-4
разряда, кондитер 3-4 разряда |
3 |
34.19 |
Переработчик скота и мяса |
3 года |
Жиловщик
мяса и субпродуктов 3 разряда, изготовитель мясных
полуфабрикатов 4 разряда, обвальщик мяса 4 разряда |
4 |
38.03 |
Администратор |
1 год |
Администратор, дежурный по этажу, портье |
5 |
38.09 |
Коммерсант
в торговле |
4 года |
Агент
коммерческий, контролер-кассир 3 разряда, продавец
непродовольственных товаров 4 разряда, продавец
продовольственных товаров 3 разряда |
2.2.
Дополнительные образовательные услуги.
В
течение 2008/09 учебного года в лицее с 1 сентября 2008 г.,
реализовывались следующие программы профессиональной подготовки и
дополнительного образования:
№ |
Код |
Наименование |
Срок обучения |
1 |
11176 |
Бармен |
2 мес. |
2 |
12901 |
Кондитер
(общественное питание) |
2,5 мес. |
3 |
16399 |
Официант |
4 мес. |
4 |
16675 |
Повар |
2,5 мес. |
5 |
16675 |
Повар |
5 мес. |
Всего по договорам
с юридическими и физическими лицами было обучено 278 человек.
Большинство из них - обучающиеся лицея, получившие дополнительные
квалификации. В частности, юноши осваивающие профессию «Переработчик
скота и мяса», получили профессиональную подготовку по профессии
«Официант». Повысили квалификацию по профессии «Повар» 80 работников
предприятий общественного питания города.
2.3.
Использование информационных технологий в образовательном процессе
Задачами лицея в области внедрения информационных технологий
являются:
- реализация
образовательных программ начального профессионального образования с
использованием возможностей информационных технологий;
- совершенствование
содержания и процесса профессиональной подготовки на основе
применения информационных технологий;
- создание условий
для развития кадрового потенциала лицея, повышения их квалификации в
области информационных технологий;
- разработка и
апробация образовательных модулей, автоматизированных обучающих
систем по предметам.
Подготовка обучающихся в области информационных технологий
осуществляется в рамках изучения общеобразовательных, специальных
предметов, факультативных курсов. В течение учебного года завершена
апробация тестовых заданий по специальным предметам и продолжена
разработка комплектов тестовых заданий по общеобразовательным
предметам. В основе использования разработанных комплектов тестовых
заданий информационные технологии.
В лицее
разработан и реализуется проект информационного сайта
www.pl10.narod.ru.
Для
повышения качества подготовки педагогических работников и
обучающихся в области информационных технологий необходимо
продолжить модернизацию материально-технической базы компьютерных
классов, приобретение лицензионного программного обеспечения
(антивирусные программы, графические редакторы и др.), повышение
квалификации инженерно-педагогических работников лицея.
2.4.
Дополнительное образование
В
лицее созданы условия для реализации личностного потенциала
обучающихся, развития их творческих, интеллектуальных способностей,
укрепления здоровья.
В лицее сложилась эффективная система внеурочной воспитательной
работы с учащимися, различные формы и виды внеурочной деятельности,
работает музей «Русской обрядовой кухни».
Ведется серьезная работа по
интеграции базового и дополнительного образования (кружки
технического творчества, предметные, спецкурсы, факультативы),
создаются условия для самореализации личности.
За многие годы сложились традиции, технология предъявления единых
требований к обучающимся,
поддержки обучающихся в образовательном процессе.
Основными задачами лицея в организации
воспитательной деятельности являются: развитие духовности и
нравственности; создание условий формирования ответственности и
творческого начала, правовой и коммуникативной культуры; развитие у
обучающихся потребности в самопознании, самообразовании,
самовоспитании; воспитание в учащихся толерантности; формирование
гражданской позиции и воспитания патриотизма.
Для реализации вышеназванных задач Лицей
располагает необходимыми условиями, т.е. кадровое сопровождение и
материально-техническое обеспечение воспитательного процесса
соответствуют современным требованиям.
Реализация поставленных задач
осуществляется по следующим направлениям: создание условий для
становления мировоззрения и системы ценностных ориентаций учащихся,
правовое воспитание, профессиональное воспитание; воспитание
культуры межнационального общения, общения в семье, трудовом
коллективе, быту, обществе в целом; формирование у обучающихся
навыков здорового образа жизни, всесторонняя профилактика вредных
привычек; развитие ученического самоуправления.
Принципы воспитания в Лицее:
преемственность воспитательной деятельности; целенаправленное
управление развитием личности подростка, как целостным процессом, а
также профессиональной специфики; личностный подход;
гражданственность, выражающаяся в соотнесении воспитательной
деятельности с интересами общества и государства; компетентное
использование педагогическим коллективом обоснованных
психолого-педагогических теорий и практикой подходов, методов и
приёмов воспитания.
В лицее имеется следующая документация:
•
План воспитательной работы Лицея на 2008/2009 учебный год;
•
Документация, сопровождающая ученическое самоуправление;
•
Протоколы ученических и родительских собраний;
•
Планы воспитательной работы мастеров производственного
обучения;
•
Планы совместной работы с медицинскими и правоохранительными
органами Самарского района;
•
Аналитические справки, характеризующие состояние
воспитательной работы;
•
Материалы психологической службы Лицея.
Ежегодно в Лицее проводятся по особым
планам месячник «Оборонно-массовой патриотической работы», Дни
здоровья, декады предметов, конкурсы профессионального мастерства,
конкурсы «А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки», «Алло, мы ищем
таланты», тематические вечера и др.
Методическое руководство воспитательным
процессом осуществляется через семинары, семинары-тренинги.
Контроль за реализацией воспитательного
процесса проводится через анкетирование учащихся, посещение
внеклассных мероприятий. Вопросы контроля реализации воспитательного
процесса рассматриваются на совещаниях при директоре, заседаниях
педагогического совета.
В Лицее имеются основы системы
ученического самоуправления, целью которой является успешной
социализация учащихся через привитие навыков организаторской
исполнительной дисциплины в процессе совместной творческой
деятельности учащихся с разным интеллектуальным уровнем. В Лицее
работают: совет учащихся, активы групп.
Активом обучающихся проведены такие
социально-значимые дела как конкурсы, круглые столы по профилактике
вредных привычек и по предупреждению правонарушений и преступлений;
встречи с воинами-афганцами, ветеранами ВОВ, уроки мужества и уроки
правовых знаний, открытые классные часы и мероприятия.
Традиционными для Лицея являются «День
открытых дверей», спортивные соревнования по различным видам; «День
знаний», «Посвящение в учащиеся», «День Учителя», «Новогодний
огонёк», «День Защитника Отечества», Женский день - 8-е марта, «День
Победы» и др.
Ежегодно в Лицее проводятся конкурсы
профессионального мастерства по профессиям: «Повар», «Кондитер»,
«Переработчик скота и мяса», «Коммерсант». Учащиеся по профессии
Социальный работник ежегодно принимают участие в добровольческих
акциях, организуемых Администрацией г. Самары «Весенняя неделя
добра». Учащиеся Лицея ежегодно принимают участие в правовом турнире
городского Центра юридической помощи молодежи (2008г. – 1 место,
2009г. – 3 место). Ежегодно учащиеся Лицея принимают участие в
районных конкурсах дворовой песни, в 2008г. учащаяся 211 гр. Климова
Людмила стала лауреатом в номинации «Золотой шлягер». Учащийся гр.
126 Субеев Ришат стал победителем в конкурсе образовательных
учреждений Самарского района «Спортсмен года».
Психологической службой проводится
диагностика уровня развития познавательной сферы и индивидуальных
особенностей личности поступивших в Лицей, что позволяет разработать
рекомендации для педагогов и мастеров производственного обучения. В
течение всего периода обучения учащиеся проходят через систему
тренингов по развитию и коррекции коммуникативных навыков. Для
педагогов и мастеров производственного обучения проводится групповое
тематическое консультирование по проблемам возрастной психологии,
семинары-тренинги по проблемам адаптации учащихся, профилактики
стрессов.
В Лицее действует система материальной
поддержки и стимулирования учащихся. Активность участия обучающихся
в общественной, спортивной и досуговой деятельности поощряется
грамотами, благодарственными письмами и денежными премиями.
Результатом воспитательной работы
коллектива Лицея являются призовые места в районных, городских,
зональных и областных конкурсах и соревнованиях.
В Лицее наблюдается тенденция снижения
уровня правонарушений и преступлений среди учащихся.
Особое внимание в Лицее уделяется работе с
родителями через следующие формы работы: групповые и общелицейские
родительские собрания, консультации психолога, индивидуальную работу
с родителями неуспевающих учащихся. Ежемесячно работает
педагогическая комиссия Лицея, на заседаниях которой проводится
работа с неуспевающими учащимися.
Определённая работа проводится в Лицее по
вопросу социальной защиты учащихся. Все выплаты детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, производятся
своевременно, с перечислением на сберегательную книжку. Ежемесячно
учащиеся-сироты получают стипендию в размере 600 рублей и денежные
средства на питание из расчёта 140,92 рубля в будние дни и 155,01
руб. в выходные и праздничные дни. На приобретение канцелярских
товаров учащиеся получили по 945 рублей в год. Для приобретения
одежды и обуви в начале 2008/2009 учебного года выделялась
единовременная денежная компенсация: 1 курс - в размере 4584 рубля
на человека, 2 курс - 764 рубля, 3 курс - 2241 рубль, выпускникам –
22279 рублей.
3. Режим
обучения.
Учебный год
составляет 10 месяцев с 01 сентября по 30 июня, каникулы – 2 недели
зимой, 8 недель - летом. Учебная нагрузка обучающихся составляет 36
часов в неделю.
Обучение проводится в очной форме в дневное время. Учебная неделя –
6 дней. Обязательная учебная нагрузка (учебные занятия) – 36 часов в
неделю. Дополнительно проводятся консультации, факультативные
занятия.
Учебные занятия по теоретическому обучению проводятся в одну смену с
8.30 часов. Учебные занятия по производственному обучению на базах
производственного обучения лицея проводятся с 8.00 часов.
Согласно графика учебного процесса производственное обучение
чередуется с теоретическим обучением.
Учебные планы рассчитаны на работу в режиме шестидневной учебной
недели, в связи, с чем недельная нагрузка на всех трех курсах
составляет не более 36 часов. График учебного процесса каждого из
трех лет обучения обеспечивает исполнение требований к организации
практического обучения.
На втором предусматривается прохождение 5-ти недельной летней практики,
на третьем - 11 недельной, включая практику по ключевым
профессиональным компетенциям.
Перечень предметов и количество часов, отведенных на изучение
общеобразовательных предметов, отвечает требованиям базового уровня
среднего (полного) общего образования. Преподавание
общеобразовательных предметов осуществляется в течение всех трех лет
обучения; при этом естественно - научные дисциплины преподаются на
первых двух курсах; на третьем курсе завершается изучение географии
и физической культуры.
Перечень предметов блока профессиональной подготовки полностью
соответствует федеральному компоненту Государственного
образовательного стандарта начального профессионального образования.
Количество часов, отведенных на изучение учебных предметов цикла
профессиональной подготовки, определялось методом экспертной оценки
с учетом необходимости соблюдения предусмотренных в стандарте
уровней усвоения основных учебных элементов, а также требований
Модели учебного плана для учреждений начального профессионального
образования в части распределения учебного времени между циклами,
курсами, предметами.
Учебный план содержит следующие разделы:
1. «Общеобразовательная подготовка»;
2.«Профессиональная подготовка», включающая общепрофессиональный,
профессиональный циклы, «Производственное обучение и
производственная практика», факультативы.
Общеобразовательная подготовка завершается на первом и втором
курсах. Итоговая аттестация по общеобразовательным предметам в Лицее
проводится по шести предметам: русский язык и литература;
математика; обществознание; история; физика; химия в разные сроки.
Её проведение регламентируется приказом МО РФ от27.01.93 № 24,
Положением об итоговой
аттестации выпускников УНПО (приказ МО РФ от 01.11.95 № 563).
Общепрофессиональный цикл представлен предметами: экономика отрасли
и предприятия (основы рыночной экономики), основы калькуляции и
учета, деловая культура.
В профессиональный цикл включены предметы, обеспечивающие исполнение
Государственного образовательного стандарта начального
профессионального образования по реализуемым профессиональным
образовательным программам.
Учебными планами предусмотрено преподавание факультативных предметов:
«История религий» в объеме 34 часов, «Ключевые профессиональные
компетенции» в объеме 32 часов.
В
соответствии с приказом МОиН Самарской области «Об утверждении плана
мероприятий по реализации Концепции регионального компонента
довузовского профессионального образования в Самарской области на
2005-2007 гг., региональных моделей учебных планов и введение в
действие регионального компонента начального и среднего
профессионального образования на территории Самарской области» от
03.05.2005 № 62-од, осуществляется введение регионального компонента
«Ключевые профессиональные компетенции» в учебный процесс в объеме
100 часов.
Модуль «Эффективное поведение на рынке труда» - 32 часа.
Модуль «Новые производственные технологии» - 32 часов.
Модуль «Производственная практика по ключевым профессиональным
компетенциям» - 36 часов.
Последовательность изучения предметов учебных планов обусловлены логикой
структуры профессиональной подготовки.
В учебную нагрузку по предметам общепрофессионального цикла внесены
следующие изменения: объем учебного времени по предмету Деловая
культура увеличен до 90 часов, за счет уменьшения объемов учебного
времени по предметам Основы калькуляции и учета (на 10 часов) и
Экономика отрасли и предприятия (на 20 часов). Изучение предмета
Деловая культура осуществляется в соответствии с ГОС НПО по
профессии Официант, бармен. Уменьшение объема учебного времени по
предмету Экономика отрасли и предприятия восполняется введением
предметов регионального компонента.
Закрепление профессиональных умений происходит во время прохождения
практики только на предприятиях общественного питания.
Учебным планом предусмотрена промежуточная аттестация в форме
экзаменов по физической культуре и по производственному обучению,
которые проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение
этих предметов.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускной практической
квалификационной работы, соответствующей требованиям,
предусмотренным квалификационной характеристикой повара
IV разряда, защиты письменной
экзаменационной работы и устного экзамена.
Обучение в соответствии с Уставом Лицея осуществляется по двум
ступеням. Каждая ступень обучения обеспечивает профессиональную
завершенность.
Занятия
в творческих объединениях и спортивных секциях проводятся по
дополнительному расписанию, утверждаемому на полугодие.
4.
Состав обучающихся
По
состоянию на 30.06.2009 г. в лицее обучалось 387 человек, в том
числе 40,3% девушек, кроме того 139 человек обучалось по программам
подготовки, переподготовки и повышения квалификации по
хоздоговорам..
Социальный
состав семей обучающихся
(по состоянию на 01.01.2009г.)
Дети из социально - незащищенных семей - 226 чел., т.е. более 2/3
контингента, в т.ч. из неполных семей - 284 чел, из многодетных
семей - 118 чел, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей -
33 чел, дети из семей инвалидов 1 и 2 группы - 20 чел; дети,
родители которых принимали участие в военных действиях (Чечня,
Афганистан) - 19 чел.
Анализ уровня здоровья и здорового образа жизни
Структура заболеваний
Разработаны комплексы упражнений для учащихся с различными
заболеваниями. Разработан план санитарно-просветительской работы,
регулярно проводится медосмотр учащихся и инженерно-педагогических
работников.
Все учащиеся групп ознакомлены на
классных часах с Федеральным законом от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ
«Об ограничения курения табака».
Структура простудных заболеваний
На основании медицинских справок
выявлено количество учащихся с хроническими заболеваниями по
курсам
Выводы
Необходимо активизировать работу спортивных секций, «Дни здоровья».
Обеспечить на теоретическом и производственном обучении
физ. паузу. Продолжить обеспечение горячим питанием учащихся
и сотрудников.
Таким образом, лицей должен создавать все условия и возможности для
подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных рабочих,
обладающих ключевыми компетенциями (информационными, социально-политическими,
коммуникативными,
межкультурными,
саморазвития,
технологическими).
Миссия профессионального лицея № 10 - подготовка для предприятий
Самарского региона высококвалифицированных, конкурентоспособных
рабочих, обладающих ключевыми компетенциями (информационными,
социально-политическими,
коммуникативными,
межкультурными,
саморазвития,
технологическими).
5. Структура
управления лицеем. Органы самоуправления.
Управление лицеем осуществляется в соответствии с законодательством
РФ в области образования, его Уставом и локальными актами,
регулирующими работу всех отделов и структур образовательного
учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления являются общее собрание, Совет лицея,
педагогический совет. Непосредственное управление деятельностью
лицея осуществляет назначаемый учредителем директор. Основной
функцией директора является координация усилий всех участников
образовательного процесса через Совет лицея, педагогический совет и
общее собрание коллектива.
Заместители директора реализуют оперативное управление
образовательным процессом и осуществляют мотивационную,
информационно-аналитическую, планово-прогностическую,
организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и
оценочно-результативную функции:
-
по учебно-производственной работе – Руденко Татьяна Владимировна;
-
по учебно-методической работе – Чернышова Валентина Алексеевна;
-
по общеобразовательным предметам – Золотова Марина Домировна;
-
по административно-хозяйственной деятельности – Панфилова Наталья
Владимировна.
Общественное управление представлено Педагогическим
советом, Родительским комитетом, Советом обучающихся, Попечительским
советом.
Для
обеспечения коллегиальности в решении вопросов учебно-методической и
воспитательной работы создан Педагогический совет, председателем
является директор. На заседаниях педсовета рассматриваются вопросы
анализа, оценки и планирования качества знаний, умений и навыков
обучающихся, теоретического и производственного обучения,
производственной практики, воспитательной и методической работы,
внутрилицейского контроля образовательного процесса, а также вопросы
реализации Программы развития лицея.
В
состав лицейского Родительского комитета входят председатели
всех родительских комитетов групп дневного обучения в лицее.
Родительский комитет, являясь общественной организацией, помогает
педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного
процесса, участвует в организации и проведении мероприятий для
обучающихся. Ежедневное взаимодействие с родителями осуществляется в
целях оказания им своевременной психолого-педагогической помощи в
воспитании детей. В то же время немало родителей пассивны,
предпочитают быть наблюдателями, но не участниками процессов
обучения и воспитания.
Ученическое самоуправление представлено Советом
обучающихся лицея, Советом общежития, Советами учебных групп и
временными творческими коллективами.
Цель – обеспечение управления коллективом обучающихся на основе
взаимодоверия, уважения и ответственности, тесного профессионального
и творческого сотрудничества обучающихся со взрослыми. Задачи –
развитие самостоятельности обучающихся, профессиональная подготовка,
развитие организаторских навыков, обеспечение широкого выбора форм
внеурочной деятельности, обеспечение возможности реализовать свои
возможности, таланты.
Ежегодно проходят выборы председателя Совета обучающихся
лицея и заместителей Председателя.
В
Совете обучающихся лицея проходило коллективное планирование,
обсуждение проектов КТД, создание временных творческих групп,
анализ проведения мероприятий.
Актуальной задачей является организация деятельности
Попечительского совета, привлечение работодателей и
общественности к решению вопросов совершенствования процесса
профессиональной подготовки, созданию условий для успешной
социализации обучающихся.
6. Условия
осуществления образовательного процесса.
6.1. Материально-техническая
база.
Профессиональный лицей № 10 кулинарного искусства представляет собой
комплекс зданий общей площадью 2830 кв.м, учебная площадь составляет
1633 кв.м.
Заведующие учебными классами и учебно-производственными мастерскими
ведут установленные паспорта, в которых отражается % оснащенности
средствами обучения, инструментами, оборудованием, состояние
помещения, учебной мебели, соблюдение условий охраны труда и техники
безопасности.
С 2006 года приобретены:
•
видеотехника - 7 комплектов на сумму 76.800 руб.
•
компьютеры - 11 комплектов на сумму 237.000 руб.
•
проекторы - 1 ед. на сумму 22.390 руб.
•
интерактивная доска - 63.500 руб.
Кабинеты физики, химии, биологии, географии пополнились новыми
учебными наглядными пособиями на
сумму более 100 тыс. рублей. - Для библиотеки лицея:
•
приобретена учебная, профессиональная и художественная
литература в 2006 г. 1186 ед. на сумму 126.142 руб.
•
произведена подписка на периодические издания (газеты,
журналы) в 2006 - 26 наименований на сумму - 25.882 руб.
•
для использования в учебной и внеурочной воспитательной
работе при библиотеке лицея создана видеотека, в которой
насчитывается 194 ед. видеоматериалов.
В течение последних лет приобретена мебель для учебных классов и
мед. кабинета на сумму 254.345 рублей.
Анализ образовательного процесса способствует постановке
долгосрочных (стратегических) целей на 2007-2010 гг.
Развитие лицея в настоящее время
определяется стратегической целью учебно-воспитательной
деятельности - обеспечение необходимых условий для развития ключевых
компетенций личности обучающихся, будущих высококвалифицированных
рабочих, востребованных на рынке
труда, и идет по следующим направлениям:
1.
Совершенствование содержания
образования, в т.ч. воспитания обучающихся, формирование потребности
в здоровом образе жизни. Разработать и внедрить:
-
«Программу развития воспитания, социально-педагогической
работы, дополнительного образования и психологической поддержки
личности в ПЛ № 10 г.Самары на
2007-2010 гг.»;
-
«Программы психолого-медико-оздоровительной поддержки
обучающихся в образовательном процессе на 2007-2010 гг»;
-
образовательные программы
дополнительного образования.
-
ввести в образовательный процесс новые
социально-педагогическое технологии - диагностики.
-
Совершенствовать информационную среду учебного заведения
(осуществить выход в Интернет, библиотеку лицея постоянно пополнять
профессиональной и методической литературой, видеофильмами для
учебной и внеурочной работы).
6.2.
Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Всего трудятся в лицее 33
мастера п/о и 29 преподавателей. Из них высшую
категорию имеют 17 мастеров п/о
и 9 преподавателей. 15 ИПР присвоено звание «Отличник ПТО РФ» и
«Отличник народного образования РФ». 21 преподаватель и мастер п/о
имеют награды. Почетное звание
«Заслуженный учитель РФ» - 2 чел.
и «Заслуженный мастер РФ» - 2 чел..
Педагогический коллектив,
имеющий награды
Структура
педагогического коллектива лицея по квалификационным категориям
Структура педагогического коллектива по стажу
работы
Структура
педагогического коллектива по возрасту
Повысили квалификацию по именным образовательным чекам по программе
«Менеджмент в образовании» зам. директора по УПР Руденко Т.В. и зам
директора по УВР Борзенкова Е.Г.
В лицее проведены для всего
педагогического коллектива курсы компьютерной грамотности
преподавателем Горбуновой Г.Г в объеме 40 часов.
Мастера производственного и
преподаватели специальных дисциплин провели семинары-практикумы по
новым производственным технологиям в кондитерском производстве.
Педагогический коллектив сумел
обеспечить преемственность и сохранить традиции:
большинство мастеров и
преподавателей - выпускники нашего лицея.
Работают в лицее высококвалифицированные кадры мастеров п\о и
преподавателей профессиональных
дисциплин, сформирована в штате работников
социально-педагогическая служба.
6.3. Финансовое обеспечение функционирования и развития лицея.
ГОУ НПО ПЛ № 10 кулинарного искусства – получатель бюджетных
средств из областного бюджета на основании бюджетной сметы,
доведенной до образовательного учреждения главным распорядителем
бюджетных средств – министерством образования и науки самарской
области области.
Расходование бюджетных средств осуществляется в соответствии с
бюджетной классификацией РФ через органы областного казначейства по
следующим статьям расходов доведенной сметы:
211 |
заработная плата |
212 |
прочие выплаты (суточные, ежемесячная
денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской
продукцией) |
213 |
начисления на оплату труда |
221 |
услуги связи |
222 |
транспортные услуги |
223 |
коммунальные услуги |
225 |
услуги по содержанию имущества |
225 |
капитальный ремонт |
226 |
прочие услуги, антитеррористические и
противопожарные мероприятия |
262 |
пособия по социальной помощи населению:
обмундирование, приобретение письменных принадлежностей,
оплата проезда, компенсация по выпуску, питание и
компенсация питания детей-сирот, компенсация питания
обучающихся |
290 |
оплата земельного налога, стипендия |
310 |
увеличение стоимости основных средств |
340 |
увеличение стоимости материальных
запасов, питание обучающихся, медикаменты, горюче-смазочные
материалы |
В
2008/09 учебном году объем бюджетного финансирования составил
31 520 261,79 руб., в том числе с 01.01.2009 г. – 15 117 412,47 руб.
Согласно Уставу лицея источниками формирования внебюджетного
фонда являются:
-
доходы, получаемые от платной образовательной деятельности,
предоставления платных образовательных услуг.
Средства внебюджетного фонда расходуются в пределах лимитов
утвержденной сметы на оплату труда и начислений на оплату труда,
командировочных и транспортных расходов, услуг связи,
коммунальных услуг, вывоза мусора, техосмотра автотранспорта,
дезинфекции здания, услуг по текущему ремонту помещений, по
рекламе, охране, налогов согласно действующего законодательства РФ,
приобретение оборудования для кабинетов, мастерских и столовой,
мебели, учебной литературы, сырья, материалов для изготовления
продукции, ГСМ, продуктов питания и т.д.
Доля внебюджетных средств в
консолидированном бюджете лицея в 2008 г. составила 11%, в 2009 г.
запланировано 15%.
7. Результаты образовательной
деятельности.
7.1. Итоги учебного года
Рабочие
учебные планы по каждой профессии, осваиваемой на базе основного
общего образования (9 классов), включают в себя общеобразовательную
и профессиональную подготовку.
Общеобразовательная подготовка включает в себя изучение учебных
предметов, предусмотренных образовательным стандартом среднего
(полного) общего образования, и осуществляется на 1-2 курсах
обучения. В конце 2 курса обучающиеся проходят итоговую аттестацию,
в рамках которой сдают экзамены по следующим предметам:
- русский язык и литература (изложение),
-
математика (письменная контрольная работа),
- физика (устно),
- химия (устно),
- история (устно).
Затруднения обучающихся в период итоговой аттестации по
общеобразовательной подготовке во многом обусловлены слабой базовой
подготовкой, полученной ими в основной школе и низким уровнем
развития мотивации к изучению вышеуказанных предметов.
Обучающиеся, получившие на экзаменах неудовлетворительные
результаты, будут иметь возможность повторно пройти итоговую
аттестацию в дополнительные сроки на следующий учебный год.
Профессиональная подготовка включает в себя изучение
общепрофессиональных и специальных дисциплин, производственное
обучение и практику и продолжается в течение всего периода обучения.
Следует
отметить, что результаты аттестации по учебным дисциплинам
профессиональной подготовки всегда на порядок выше, чем по
общеобразовательным предметам. Это во многом обусловлено высоким
уровнем развития мотивации обучающихся в освоении профессии. В связи
с этим на 3-4 курсах возрастает доля обучающихся, аттестованных по
итогам учебного года на «4» и «5»
Результаты итоговой
аттестации за курс полной средней школы.
Процент обучающихся на «3», «4»,
«5» по предметам.
Русский язык
Математика
Химия
История
Обществознание
Физика
Данные свидетельствуют по
необходимости проведения индивидуальных дополнительных заданий и
консультаций по предметам общеобразовательного цикла.
Протоколы выполнения выпускниками выпускных практических
квалификационных работ соответствуют полученной квалификации и
перечням, согласованным с
работодателями.
Представленные учащимися дополнительные задания - блюда,
кондитерские и хлебопекарные
изделия, презентации операторов ЭВМ и ВМ имеют более высокий уровень
профессионализма, чем предусмотрено квалификационной
характеристикой, и выполнены самими учащимися, в чем убедились члены
аттестационной комиссии.
17 учащихся - поваров прошли сертификацию на пятый повышенный
разряд.
Сертификация выпускников
Отзывы
работодателей о качестве подготовки выпускников высокие, о чем
свидетельствуют письменные отзывы предприятий, высказывания членов
аттестационных комиссий и трудоустройство выпускников, как правило,
на места предвыпускной
производственной практики на наиболее престижные предприятия
города.
Письменные экзаменационные работы выполнены всеми уч-ся,
прорецензированы преподавателями спецдисциплин, соответствуют
перечню, согласованному с работодателями.
Знание новых производственных
технологий продемонстрировано
выпускниками:
·
в выполнении
практических квалификационных работ;
·
в письменных
экзаменационных работах;
·
в выставке изделий
и презентаций;
·
в ответах по
тестам.
Выпускные практические
квалификационные работы, выполненные учащимися на кулинарном,
кондитерском, торговом отделениях отличались большой сложностью и
использованием новейших производственных технологий.
Структура выпуска по
трудоустройству учащихся
Проблемы лицея,
ограничивающие
возможность подготовки
высококачественных специалистов:
·
необходимость
укрепления материальной базы по общеобразовательным дисциплинам;
·
необходимость пополнения библиотечного фонда
учебниками по специальным и
общеобразовательных предметам.
По хоздоговорам обучено 278
человек.
7.3. Распределение выпускников
Выпуск 2008/09 учебного года составил 238 человек, в том
числе по профессиям:
- повар, буфетчик |
- 142 |
- кондитер, буфетчик |
- 18 |
- администратор |
- 15 |
- коммерсант в торговле |
- 21 |
- социальный работник |
- 14 |
- переработчик скота и мяса |
- 28 |
Предварительный анализ распределения выпускников в 2009
г.
В
основном выпускники трудоустраиваются на предприятия, где ранее
проходили производственную практику.
В
связи с переходом от планового распределения выпускников лицея к
выпуску специалистов согласно спросу рынка труда возросла роль
системы трудоустройства выпускников НПО. Это обуславливает
необходимость создания Службы содействия трудоустройству выпускников
с целью организации эффективного взаимодействия с Центром занятости
населения, предприятиями и организациями, выступающими в качестве
потенциальных работодателей, а также сбор, обобщение, анализ и
предоставление обучающимся информации о состоянии и тенденциях рынка
труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места,
формирование банка вакансий, предлагаемых работодателями по
соответствующим специальностям.
Из 238 выпускников 6 будут получать высшее профессиональное
образование, 2 призваны на службу в ряды РА, остальные трудоустроены
на предприятия общественного питания города, торговые предприятия и
муниципальные органы социального обслуживания населения.
8.
Обеспечение безопасности.
В
целях жизнеобеспечения обучающихся и сотрудников лицея установлен
режим выполнения правил и мероприятий лицами, находящимися на
территории и в здании лицея в соответствии с требованиями
внутреннего распорядка и пожарной безопасности.
Территория лицея не имеет ограждение по всему периметру, так как
здания лицея расположены в городской черте, собственной территории
лицей не имеет. Установлена кнопка тревожной сигнализации для
экстренного вызова наряда милиции. Во всех помещениях лицея
установлена система пожарной сигнализации и пожаротушения,
оборудована охранная сигнализация. В коридорах, учебных кабинетах и
лабораториях имеются огнетушители в достаточном количестве. На всех
этажах вывешены планы эвакуации на случай пожара, имеются таблички с
указателями выхода из здания. С сотрудниками и обучающимися
проводятся постоянно инструктажи по пожарной безопасности.
В
целях обеспечения прохода (выхода) обучающихся, сотрудников,
посетителей в здание, выноса материальных средств,
несанкционированного проникновения граждан и посторонних предметов
организовано круглосуточное дежурство сторожей в учебных корпусах.
Периодически проводятся учебные тренировки по эвакуации из зданий на
случай возникновения пожара. При планировании и проведении
мероприятий по обучению действиям в условиях ЧС обучающихся
учитываются наиболее типичные ситуации, связанные с угрозой для
жизни и здоровья обучающихся и других участников образовательного
процесса.
10.
Основные сохраняющиеся проблемы
Недостаточное финансовое обеспечение модернизации
материально-технической базы.
Незначительная доля во внебюджетном фонде доходов от образовательных
услуг и реализации продукции учебно-производственных мастерских.
Отсутствие единых требований к документационному обеспечению
образовательного процесса.
Недостаточная готовность педагогических работников к переходу на
образовательные стандарты нового поколения, внедрению модульной
технологии обучения.
Пассивное участие работодателей в организации и ресурсном
обеспечении образовательного процесса.
Качество
успеваемости по общеобразовательным предметам.
Профилактика асоциального поведения обучающихся.
Сохранение контингента обучающихся.
Сохранение здоровья обучающихся.
11. Основные
направления ближайшего развития
Перспективы развития образовательного учреждения представлены в
Программе развития лицея на период до 2010 гг. «Управление
качеством профессионального образования и социализации обучающихся в
условиях социального партнёрства». Задачи Программы заключаются в
следующем:
-
Совершенствование системы управления лицеем на основе информационной
открытости и постоянно действующей системы внутрилицейского и
общественного мониторинга.
-
Разработка критериев и показателей оценки качества организации,
ресурсного обеспечения и результатов образовательного процесса.
-
Совершенствование содержания и процесса профессионального обучения
на основе перехода к модульной технологии обучения и внедрения
информационных технологий. Переход на образовательные стандарты
нового поколения.
-
Модернизация материально-технической базы лицея.
-
Развитие кадрового потенциала лицея, создание условий для роста
профессиональной компетентности педагогических работников лицея.
-
Развитие социального партнерства и внебюджетной деятельности,
привлечение негосударственных инвестиций.
-
Создание условий для развития личностного потенциала, успешной
социализации обучающихся.
Задачи ближайшего развития:
- Подготовка к
переходу на новые образовательные стандарты с 01.09.2010 г.
- Совершенствование
работы Попечительского совета, более активное вовлечение
работодателей и общественности в образовательный процесс.
- Внедрение единых
требований к документационному и ресурсному обеспечению
образовательного процесса.
- Завершение
разработки критериев и показателей оценки качества организации
образовательного процесса, результатов теоретического,
производственного обучения и практики, воспитания обучающихся,
компетентности педагогических работников.
- Развитие всех форм
дополнительного образования.
|